Экологическое лицензирование в сфере обращения с отходами

Лицензия по обращению с отходами – это разрешительный документ, выдаваемый уполномоченным органом Росприроднадзора, на право осуществления определенной деятельности и регламентирующий базовые принципы и общие правила работы с вредными соединениями.
-Лицензия выдается субъекту хозяйствования, который осуществляет деятельность по сбору, размещению, утилизации, транспортировки, обработки и обезвреживанию отходов I–IV классов опасности.
-Лицензии по обращению с отходами действуют на всей территории РФ бессрочно.
-Лицензия не требуется для деятельности по образованию и накоплению отходов I–IV классов на территории меньше 11 месяцев.


Законодательные требования
Федеральный закон об отходах производства и потребления 89-ФЗ от 24.06.1998 – разъясняет, что такое отходы производства и другие понятия, связанные со сферой отходов. В законе изложены требования в области обращения с отходами, приведены методы государственного регулирования деятельности;
Федеральный закон о лицензировании отдельных видов деятельности 99-ФЗ от 04.05.2011 – в нем можно найти, на какую деятельность в нашей стране нужна лицензия и как в целом осуществляется процесс лицензирования;
Постановление Правительства РФ от 03.10.2015 N 1062 – здесь, в целом, описан процесс лицензирования в сфере обращения с отходами;
Приказ Минприроды России от 01.07.2016 N 379 – приводит подробный алгоритм оформления лицензии, в котором перечислены требуемые документы, сроки, чем руководствуются органы при решении, описан порядок обжалования принятых решений.


Применение законодательных актов по лицензированию на практике
До 2017 года в лицензионном законодательстве присутствовали некоторые противоречия по вопросам переоформления лицензии. Например: при появлении новых видов и/или подвидов отходов I–IV классов опасности необходимо было переоформлять лицензию, что для предприятия всегда несло дополнительную финансовую нагрузку (привлечение сторонней организации, уплата госпошлины и риск штрафных санкций).
Указанная проблема была решена посредством внесения изменений в Федеральный закон № 99-Ф (ч.1.1 ст.15), которые вступили в силу 31.12.2017. Теперь внесение изменений в лицензию осуществляется только в случаях:
— при изменении мест осуществления лицензируемого вида деятельности (за исключением работ по транспортированию отходов I — IV классов опасности);
— намерении выполнять новые работы, составляющие лицензируемый вид деятельности;
— прекращение каких-либо работ лицензиатом.
Противоречия при выдаче лицензий были также заметны в области понятий сбора и транспортировки отходов. Так, транспортные организации, осуществляющие перевозку отходов, получали лицензию не только на транспортировку отходов, но и их сбор. Это неверная трактовка понятий. Согласно законодательному определению, термин «сбор отходов» означает прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения. Т.е. не может перевозчик осуществить «сбор отходов» в целях транспортирования.
В соответствии с разъяснениями Росприроднадзора перевозка отходов включает в себя не сбор отходов, а только погрузочно-разгрузочные работы. Но, поскольку такие лицензии на сбор и транспортировку отходов перевозчику уже были выданы ранее, они продолжают действовать и в настоящее время. Фактически, наличие в лицензии «лишней» операции по сбору отходов не является критичным, поэтому транспортники не торопятся тратить деньги на переоформление лицензии с целью прекращения деятельности по сбору. После 2017 года лицензии транспортным компаниям выдаются уже только на транспортирование отходов.
Действительно, механизм приведения ранее выданных лицензий в соответствие с законом до недавнего времени отсутствовал, но и в этом вопросе, похоже, наметились сдвиги.


Изменения в области подтверждения соответствия лицензионным требованиям

28 апреля 2023 года был принят Федеральный закон №170-ФЗ «О внесении изменений в ст.19.3 Федерального закона 99-ФЗ. Закон вступает в силу с 1.09.2024 года и предусматривает, что все компании, получившие лицензии до указанной даты должны пройти процедуру первичного подтверждения соответствия лицензионным требованиям по истечению трех лет с даты получения лицензии, но не ранее 1.03.2025 года.
К этому сроку органами государственного контроля должны быть разработаны и опубликованы регламентные процедуры подтверждения лицензионных требований.
До принятия настоящего закона проводились выборочные проверки такого соответствия, но теперь это будет общей процедурой для всех компаний, получивших лицензии на обращение с опасными отходами.

error: Content is protected !!
Прокрутить вверх