Одним из пунктов заявки на получение комплексного экологического разрешения (КЭР) является предъявление заявителем информации о наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) с оговоркой, что присутствует необходимость проведения такой экспертизы.
Попробуем разобраться, кому необходимо предъявлять сведения о наличии положительного заключения госэкспертизы и нужно ли проводить общественные слушания в рамках получения государственной экологической экспертизы для КЭР.
Основанием для проведения государственной экологической экспертизы являются ст. 11 и 12 ФЗ-174 «Об экологической экспертизе». Порядок ее проведения установлен ст. 14 ФЗ-174 и Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в РФ, утвержденном приказом Госкомэкологии №372 от 16 мая 2000 года.
Проблемные вопросы проведения ГЭЭ при получении КЭР
Обязательное проведение ГЭЭ в рамках получения КЭР вызывает много вопросов о необходимости её проведения. Во-первых, требование о проведении ГЭЭ материалов обоснования КЭР не в достаточной степени соответствует положениям Федерального закона № 174-ФЗ, в соответствии с которыми ГЭЭ проводится в отношении планируемой (намечаемой) деятельности. Таким образом, по мнению экологов, материалы обоснования КЭР для эксплуатируемых объектов не должны подлежать ГЭЭ.
Во-вторых, отсутствуют положения, регулирующие проведение общественного обсуждения материалов заявки на получение КЭР. Проведение общественного обсуждения, в большей мере, относится к обсуждению материалов ОВОС в соответствии с требованиями ФЗ-174. Порядок проведения общественных обсуждений, приведенный в Приказе Минприроды РФ от 01.12.2020 № 999 также имеет общую направленность по проведению общественных обсуждений именно материалов ОВОС, а не материалов КЭР.
Решение проблемных вопросов на законодательном уровне
С 01.01.2020 года введен в действие Федеральный закон от 27.12.2019 № 453-ФЗ, который внес изменения в экологические и природоохранные документы. Одно из изменений трактуется, как отмена государственной экологической экспертизы для материалов (КЭР). Впервые об упрощении процедуры получения КЭР начали говорить еще летом 2019 года, когда стало понятно, что идея получения КЭР для 300 предприятий (согласно перечню Приказа Минприроды РФ от 18.04.2018 № 154), до конца 2022 года, мягко говоря, провалилась. Долгая процедура согласования документа в различных ведомствах стала камнем преткновения для соблюдения поставленных сроков.
Росприроднадзор на этапе разрешения выявившейся проблемы, стал инициатором разработки обновленного плана по выдаче КЭР и заявил об исключении одного из этапов – прохождении ГЭЭ отдельно для материалов КЭР.
Теперь, в соответствии с Федеральным законом № 453-ФЗ и Правилах выдачи КЭР от 13 февраля 2019г. № 143-ПП РФ в редакции от 12.11.2020 года (пункт 12) оценивать качество материалов будут профильные ведомства, получая запрос от Росприроднадзора: Минпромторг, Минприроды, Роспотребнадзор, Росрыболовство, Росводресурсы. Сроки рассмотрения заявки, включая экспертные заключения вышеуказанных ведомств – 30 дней. На исправление замечаний заявителю дается 45 дней.
В случае если органы исполнительной власти, указанные в пункте 12 Правил выдачи КЭР, не предоставили заключение по заявке на получение разрешения и прилагаемым к ней материалам в установленный срок, заявка на получение КЭР считается согласованной. Отмена ГЭЭ, безусловно, сократит сроки получения разрешений и ускорит разработку экологической документации для предприятий I класса опасности.
Ниже приводится блок-схема, на которой схематично показывается процесс необходимости проведения ГЭЭ и общественных слушаний в рамках ГЭЭ.
Выводы
Проведя детальный анализ нормативных требований, можно сделать вывод, что, проведение ГЭЭ стало не обязательным пунктом для получения КЭР и, соответственно, проведение общественных обсуждений проектной документации КЭР тоже автоматически отпадает. Но, субъектам хозяйствования I класса опасности и разработчикам проектной документации КЭР необходимо все же, во избежание неожиданных ситуаций, получить предварительную консультацию в территориальных органах Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о необходимости проведения ГЭЭ и общественных обсуждений в конкретном случае, применимом к объекту I класса опасности.