Особенности получения комплексного экологического разрешения для объектов I и II категории НВОС

Комплексное экологическое разрешение (КЭР) выдается на объекты I и II категорий и является единым документом, включающим в себя разрешения на выбросы и сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и данные по лимитам на их размещение.

Кто должен получать КЭР

КЭР – это сравнительно новый документ, разработанный в рамках реформы природоохранного законодательства, призванный в перспективе заменить морально устаревшее деление разрешительной природоохранной документации на отдельные проекты.

Для объектов, относящихся к I категории НВОС получение КЭР обязательно.

Для объектов, относящихся ко II категории наличие КЭР не обязательно, но получить такое разрешение можно при наличии отраслевых справочников по лучшим доступным технологиям.

Алгоритм получения КЭР

  • Заполнить заявку по форме, предусмотренной приказом Минприроды РФ № 780 от 22.10.2021;
  • Оплатить госпошлину;
  • Направить заявку и пакет необходимых документов в электронном виде в подразделение Росприроднадзора по месту расположения объекта НВОС.

На какой срок выдается КЭР

Комплексное экологическое разрешение выдается сроком на 7 лет и может быть продлено на тот же срок при условии соблюдения установленных законодательством требований.

Хроника событий внедрения КЭР

Законодательно процедура получения КЭР была запущена около пяти лет назад (точкой отсчета принято 19 января 2019 г.). За этот период в Росприроднадзор было подано всего 373 заявки на получение КЭР, а выдано только 263 разрешения. Наибольшую «сознательность» проявили предприятия топливно-энергетического комплекса.

Первоначально установленный срок получения КЭР был ограничен 31 декабря 2022 года. Весной 2022 года, в условиях политических явлений, связанных с началом специальной военной операции, Госдума приняла закон о продлении сроков выдачи КЭР предприятиям до 31 декабря 2024 года.

Не так давно Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) обратился в Государственную Думу с предложением об очередном продлении сроков получения КЭР до 31 декабря 2026 года. Проблемы получения КЭР промышленники объяснили процессуальными и техническими неувязками, а также чрезмерными требованиями в отдельных нормативных правовых актах, регламентирующих процесс. Госдума отклонила прошение о продление сроков получения КЭР. Таким образом, до 1 января 2025 года КЭР должны получить свыше 6 тысяч организаций I и II категории НВОС.

Проблемные вопросы при получении КЭР

Действительно, в настоящее время регламентация процедур получения КЭР имеет ряд нареканий со стороны промышленного сектора. По их мнению, действующие Правила выдачи КЭР содержат целый ряд противоречий и неясностей. В связи с этим вице-премьер Виктория Абрамченко уже поручила Минприроды и Росприроднадзору ускорить работу по выдаче комплексных экологических разрешений предприятиям I категории НВОС и оказать дополнительную методическую помощь предприятиям.

Много ошибок и недопониманий возникает на стадии заполнения заявки на выдачу КЭР. И одна из основных – это то, что должностное лицо, подписавшее заявку, не имело на это права. Поэтому, очень важно следить за тем, чтобы все документы подписывал один и тот же человек, и у него была доверенность на право подписывать документы.

При заполнении данных в разделе 1 «Общие сведения» необходимо соблюдать корректность внесения технических показателей и календарных периодов. Например: значения максимальных объемов продукции/используемой воды не могут быть меньше планируемых значений. Что касается календарных периодов: если заявка направляется в 2023 году, то сведения об авариях и инцидентах за последние 7 лет должны быть предоставлены за 2016-2022 годы.

Присутствуют разночтения и в разделе 2 «Расчеты технологических нормативов», а именно: в таблицах 2.1, 2.2.1 указано, что технологические показатели не установлены, при этом в таблице 2.2.2 отражены технологические нормативы. Обращаемся к Федеральному закону от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», где в      ст. 23 п. 2 говорится о том, что технологические нормативы устанавливаются на основе технологических показателей.

Напомним, что для упрощения процедуры подачи заявки с августа 2022 года заявления принимаются в электронном виде через Государственную информационную систему промышленности (ГИСП). Экологи считают, что эта программа не до конца отлажена. При параллельной работе с разных компьютеров возникают сложности с входом в систему.

Выводы. Таким образом, важно понимать, что получение КЭР — длительный, трудоемкий и затратный процесс. Необходимо четко спланировать время, которое потребуется на разработку КЭР, исключив возможные отказы надзорных органов. С учетом законодательно установленных сроков получения КЭР активизировать эту деятельность нужно уже сейчас – завтра может быть поздно!

Для справки:

Нормативные документы, которыми регламентируется КЭР:

  • Постановление Правительства РФ от 13.02.2019 № 143 «О порядке выдачи комплексных экологических разрешений, их переоформления, пересмотра, внесения в них изменений, а также отзыва» (вместе с «Правилами выдачи»).
  • Постановление Правительства РФ от 13.02.2019 № 149 «О разработке, установлении и пересмотре нормативов качества окружающей среды для химических и физических показателей состояния окружающей среды, а также об утверждении нормативных документов в области охраны окружающей среды, устанавливающих технологические показатели наилучших доступных технологий» (вместе с «Положением о разработке, установлении и пересмотре нормативов качества окружающей среды для химических и физических показателей состояния окружающей среды»).
  • Приказ Минприроды России от 22.10.2021 № 780 «Об утверждении формы заявки на получение комплексного экологического разрешения и формы комплексного экологического разрешения».
  • Приказ Минприроды России от 18.04.2018 № 154 «Об утверждении перечня объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, относящихся к I категории, вклад которых в суммарные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в Российской Федерации составляет не менее чем 60 процентов».
  • Приказ Минприроды России от 23.12.2022 № 907 «Об утверждении правил разработки программы повышения экологической эффективности».
  • Приказы Минприроды «Об утверждении нормативного документа в области охраны окружающей среды «Технологические показатели наилучших доступных технологий производства…» – применительно к НДТ в разных отраслях.
error: Content is protected !!
Прокрутить вверх